Регистрация
Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.
Имя  Email  Пол  Зарегистрироваться
Продвинутый
Пол: мужской, 41 год, День рождения: 30 августа, Россия

Линия горизонта и высота расположения камеры как элементы композиции

Наше восприятие устроено таким образом, что если мы смотрим
на человеческую фигуру примерно нашего размера, движущуюся по
плоской поверхности нам навстречу, то линия горизонта всегда будет
пересекать пространство позади этой фигуры на уровне наших глаз.
Писатель-архитектор XV века Леон Альберти понял, что при
создании эффекта трехмерного пространства на плоскости важнейшим
фактором является расстояние «фиксирующего» глаза от места
действия, а также от высоты его расположения над уровнем
поверхности.
Главнейшую роль в теории Альберти играла линия горизонта. Эта
воображаемая линия, где поверхность земли встречается с небом,
является точкой, в которой сходятся все прямоугольники, то есть
параллельные линии, подходящие к линии горизонта под прямым
углом. Эта точка называется точкой схода линий на горизонте.
Обычно наиболее явственно линия горизонта видна на море. Если
мы установим горизонтально отрегулированную камеру на уровне
глаз позади моря, то, как следует из теории Альберти, лишь горизонтальные
линии могут достичь горизонта, тогда линия горизонта
окажется посередине и будет расположена в кадре вертикально.
Если камера выставлена по уровню, то оптическая ось объектива
всегда будет единственной горизонтальной линией, которая встречается
с горизонтом; таким образом, высота нахождения объектива никак
не влияет на расположение линии горизонта в кадре.
Объяснение нашего восприятия, данное Альберти, безусловно,
связано с двумя зрительными иллюзиями. Первая заключается в том,
что линия неба встречается с линией моря, хотя на самом деле они
не встречаются; вторая иллюзия заключается в том, что вектор взгляда,
направленный параллельно морю, в конце концов встретится с
воображаемой линией, называемой точкой схода линий на горизонте.
Если смотреть через камеру, то мы увидим линию горизонта, пересекающую
кадр на уровне высоты объектива. Например, если
объектив расположен на высоте 1,5 метра, то все полутораметровые
объекты в кадре перед объективом будут «отсекаться» линией горизонта
на одном и том же уровне.
Если наклонить камеру вниз, то линия горизонта сместится к верхней
границе кадра. Если же направить камеру выше, то линия горизонта
окажется у нижней границы кадра. Если же мы поднимем камеру выровненную
горизонтально вверх на операторском кране, то линия горизонта
пересечет кадр посередине.
Если камера выставлена под определенный уровень, любой объект,
находящийся между объективом и воображаемой точкой схода линий
на горизонте, будет пересекаться линией горизонта на том же уровне,
на котором находится объектив.
В американском немом кино начала XX века было принято использовать
50-миллиметровый объектив, установленный на уровне
глаз, — таким образом, актер должен был двигаться на расстоянии
не ближе 12 футов от объектива. Если актер находился ближе 12 футов,
то нижняя граница кадра «отсекала» изображение актера на уровне
колен. К 1910 году компания «Вайтаграф» стала вести съемки камерой,
находящейся на уровне груди, и актерам было позволено играть на
расстоянии от 9 футов.
Пока в Голливуде широко была распространена традиция съемок
со статично установленной камеры, ее обычно располагали на
уровне глаз. Это, в свою очередь, обеспечивало такое построение
кадра, при котором линия горизонта «отсекала» фигуры актеров на
уровне глаз. Особенно ярко упомянутая традиция отразилась на натурных
съемках для вестернов, проводимых вплоть до 1960-х годов.
Независимо от того, сидели или стояли актеры, камера устанавливалась
на уровне глаз, благодаря чему линия горизонта оказывалась
на заднем плане за актером. Этот прием помогал сделать
акцент на главном объекте кадра, а вернее — на лице персонажа и
на основном слагаемом лица — глазах.
К более прозаичным моментам, связанным с выбором угла наклона
объектива, относится правило: верхние части студийных декораций
не должны попадать в кадр. Если при съемке актера, приближающегося
к объективу, мы расположим последний на уровне
глаз, то сэкономим массу времени, поскольку нам не придется перенастраивать
освещение. При этом можно не беспокоиться о том,
что в кадр войдут верхние части декораций.
Высота расположения объектива также влияет на то, как зрительская
аудитория воспринимает главный объект изображения.
Орсон Уэллс в фильме «Прикосновение зла» (Touch of Evil. 1958)
играл роль толстого продажного детектива в мексиканском пограничном
городе. При съемках актера камера была направлена снизу
вверх и использовался широкоугольный объектив, что позволило
создать образ человека, доминирующего над пространством, возвышающегося над зрителями и едва ли не падающего на них.
Благодаря съемкам с определенного ракурса был создан образ неустойчивой и громоздкой фигуры.
Если сдвинуть линию горизонта относительно фигуры человека
вниз, то фигура будет доминировать над пространством, поскольку
зритель будет вынужден смотреть снизу вверх. В этом случае
зритель оказывается в положении ребенка, смотрящего снизу на
взрослых. В фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» (Triumph of
the Will. 1936) о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934
году много кадров Адольфа Гитлера, снятых снизу вверх. Этот
прием увеличивал рост Гитлера и придавал ему величие, особенно
по сравнению с массами его последователей, снятыми сверху, с
высоты птичьего полета.
Если объектив расположен низко, это может отвлечь внимание
от деталей, находящихся на уровне пола или земли, так как мы смотрим параллельно поверхности и поэтому либо не обращаем особого
внимания, либо совсем не замечаем наличия между объектами
пространства земли или пола. Соответственно внимание зрителя
концентрируется на вертикальных предметах.
Если объектив расположен высоко, будет наблюдаться обратный
эффект. Сцена будет напоминать игрушечный макет, а зритель окажется
в привилегированном положении Бога, который видит гораздо
больше, чем сами участники действия. Теперь мы — взрослые,
смотрящие на детей сверху вниз.
Обычно кадр смотрится лучше, если поделить его на неравные
части путем расположения линии горизонта над или под срединной
точкой кадра. Многие операторы интуитивно используют «Правило
трех» для того, чтобы верно расположить линию горизонта.
Если панорамировать вверх и построить композицию таким образом,
чтобы линия горизонта располагалась внизу кадра, то в кадр
войдет много неба. Низко расположенная в кадре линия горизонта
помогает уравновесить темную массу земли или предмет на переднем
плане, так как зрительное внимание будет приковано к освещенному
основным светом небу. Этот прием помогает также установить
правильный уровень контраста и выдержки.
Блог anikin  |  17.08 17:22  |  комментарии [0]
© 2004-2012 Me-Design
Техподдержка