Чтобы иметь возможность говорить о различных изобразительных элементах композиции и наблюдать, как они взаимодействуют, первым делом мы должны научиться их выделять. Здесь необходима некоторая осторожность, ведь на практике обычно нам приходится выбирать из множества вариантов, и отдельный изолированный объект — это очень редкий случай.
Даже когда вы снимаете единственный объект, приходится выбирать из двух вариантов. Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает. Что влияет на этот выбор? Один из факторов — информационное содержание фотографии. Ясно, что чем крупнее объект съемки, тем больше его деталей можно показать. Если объект необычен и интересен, то он может превалировать (в кадре); если он обычен, то, наверное, нет. Например, если фотограф-натуралист обнаружит редкое животное, то, естественно, нам захочется увидеть его во всех подробностях.
Еще один фактор — отношения между объектом и его окружением. Важно ли окружение только для содержания снимка или лишь для его художественной характеристики? В студии объекты часто помещают на фоне нейтрального заднего плана; здесь обстановка ничего не скажет зрителю и может представлять ценность только для композиции. Однако за пределами студии обстановка почти всегда имеет какое-то отношение к объекту. Она может указывать на масштаб (скалолаз на скале) или говорить что-то о деятельности объекта.
Наконец, последний фактор — субъективные отношения между зрителем и объектом, которые хочет создать или подчеркнуть фотограф. Если важна внешняя сторона и объект должен производить особое впечатление, то наиболее разумный выбор — отчетливо показать объект зрителю, заполнив им весь кадр. Тут нужно учитывать ряд технических нюансов — таких, как окончательный размер фотографии, фокусное расстояние объектива и, конечно, размеры объекта. Тем не менее крупный объект, заполнивший большую фотографию, обычно приобретает особую выразительность и оказывает таким образом сильное воздействие. Более того, как показывают приведенные здесь примеры, может прийтись впору простая соразмерность объекта и рамки кадра — особенно, если композицию нужно сделать быстро.
Определенную роль играет отношение формы объекта и формата кадра. В серии снимков справа, изображающих гонконгский паром, первая фотография отличается вполне удовлетворительным соотношением: судно под этим углом едва достигает границ кадра по всем четырем сторонам. Впрочем, на большинстве снимков, посвященных одному объекту, фокус внимания не распространяется на весь кадр. Форма объекта может не совпадать с форматом фотографии (кадрирование всегда возможно, но оно не обязательно даст нужный результат). Еще один риск, связанный с расположением краев объекта у самых границ фотографии, — это то, что взгляд сложно концентрировать на деталях у самых краев изображения. Часто бывает нужной — или, по крайней мере, полезной — небольшая свободная территория вокруг объекта для свободного движения взгляда, чтобы не чувствовать ограничения.
Регистрация
|
|
Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов. |